25 декабря
В Исландии, как и во многих других странах, праздник Рождества Христова был введен для вытеснения дня зимнего солнцестояния Йоуль (Jól), который нередко сопровождался обильными пирами, возлияниями и жертвоприношениями, зачастую человеческими. В Исландии, изначально принявшей Христианство «с правом справлять древние ритуалы за спиной у церкви», многие языческие традиции укоренились в фольклоре.
Например, считалось, что в ночь под Рождество, или Йоуль эльфы переезжают на другое место. Поэтому охотники за эльфийским богатством занимали место на перекрестках и пытались торговаться с эльфами так долго, как это только возможно - пока не наступит рассвет и эльфы не растворятся в воздухе, оставив всё добро на земле. Говорят, что один такой храбрец не устоял перед бочонком топленого бараньего сала - и потерял всё.
Но подготовка к Рождеству начинается задолго до решающей ночи. Противостоя почти полярной зиме, города наряжаются огнями уже в ноябре, а утром 13 декабря детишки получают первые подарки - если не забудут положить ботиночек на подоконник. Ведь именно в этот день с гор спускается первый из 13 «рождественских пареньков» (jólasveinn, как их называют в Исландии). Каждый из них имеет собственное прозвище и отличительные черты, но все они не прочь порезвиться по дому - кто вылизывает тарелки или кастрюли, кто хлопает дверьми, кто ворует копченую ягнятину прямо из дымохода. Приходят они по очереди каждую ночь - последним является «Свечеплут», оставляя на 24ое декабря самый большой подарок. Однако и этот и все остальные подарки нужно еще заслужить хорошим поведением: известно, что непослушные дети получают картофелину.
После ужина начинает волнующая часть - открытие подарков, а их под елкой накапливается много. Наутро во многих семьях принято навещать родственников и наслаждаться завтраком, обязательно включающим в себя две составляющие: прожаренные в жиру тонко раскатанные лепешки (laufabrauð - хлебные листы) с искусно вырезанными узорами на них и hangikjöt - баранина, традиционно прокопченная в дымоходе. Нередко подают также кашу со сливками и изюмом (Jólagrautur), а также выпечку, напоминающую хворост, но называющуюся kleinur.
Так, незаметно, из варварского и жестокого пира Йоуль превратился во вполне богоугодный и по-семейному теплый праздник.
1 января
Канун Нового года празднуется с полудня 31 декабря, и самое главное - чтобы было как можно больше всяческого освещения.
Исландцы жгут костры, поют и танцуют возле них. Тут и там мелькают ряженые «тролли» и «эльфы». Чем ближе к полуночи, тем жарче гулянья.
Повсеместно раздается стрельба фейерверков. Их так много, и они такие яркие, что в 2005 году даже всем детям в возрасте от 10 до 15 лет был сделан необычный подарок от общественных ассоциаций: специальные очки, защищающие глаза от искр фейерверков.
6 января
У этого празднества древние языческие корни и много дополнительных названий, пришедших со временем:
Праздник костров - в этот день на окраинах городов и на специально подготовленных площадках жгут гигантские костры из прошлогоднего мусора и запускают фейерверки.
Праздник «Треттаундинн» (Тринадцатый день после Рождества) - он символизирует уход в горы последнего из многочисленных местных Дедов Морозов.
Йоль считается «Матерью всех Ночей», и праздник посвящается дисам - женским божествам родовспоможения и судьбы.
Традиции празднования очень близки рождественским. В дом приносят и украшают ветки вечнозеленых деревьев или целые деревья. Под йольское дерево складывают подарки.
Кроме того, в Исландии считается издавна, если не обзавестись к Йолю новой шерстяной одежкой, можно попасть в немилость Йольскому Коту: он придет и проверит, есть ли обновки, и если не обнаружит, отберет праздничный обед (в лучшем случае) или даже детей
19 января
Примерно в этот день по древнеисландскому календарю начинался суровый зимний месяц Торри. В разных районах Исландии складывались разные обычаи насчет того, кто из супругов должен зазывать и задабривать новый месяц, однако большинство (во главе с фольклористом И. Арассоном) считает, что это - долг мужа.
По обычаю, хозяин должен был встать ни свет ни заря и в одной штанине, прыгая на одной ноге, описать круг вокруг усадьбы, нараспев приветствуя Торри. Неудивительно, что священники того времени упоминали об этом ритуале с особой брезгливостью.
Сейчас редко можно встретить исландца, досконально исполняющего древний обычай: зато день, как и раньше именуется днем супруга. А для мужской части населения это означает (удвоенную порцию) кофе в постель, и - нередко - цветы от жены или подруги. Женщины стремятся уделить как можно больше внимания своей второй половинке, не только исполняя, но и предугадывая желания любимого.
Если вы ждали повода обрадовать любимого мужчину, знайте, он наступил.
22 января
В тринадцатую пятницу зимы, по древнеисландской традиции наступает самый суровый зимний месяц - Торри. Доподлинно неизвестно, от чьего имени происходит название месяца: был ли это скандинавский бог (предположительно сам Тор) или просто дух погоды и природы. Кем бы ни был Торри, его стоило задобрить, принеся ему жертву (blót). Упомянутое в соотвтетствующем разделе празднование дня супруга напрямую связано с Торраблоутом, однако традиционные для язычников пиршества, когда-то связанные с жертвоприношением долгое время пресекались церковью.
Традиция пира зажила новой жизнью только с Романтизмом и возрождением национального духа. В 1874, празднуя столетие колонизации Исландии, жители Акурейри впервые отметили Торраблоут, установив моду на викингское убранство: разложенные вдоль комнаты костры, украшеные оружием и щитами стены, резные троны для почетных гостей - и особенную еду. Редкий иностранец способен по достоинству оценить находчивость исландцев, под страхом голода привыкших использовать в пишу все - начиная от отварных и подпаленных бараньих голов и до плавников тюленя. За неимением соли, исландцы использовали другие способы консервирования продуктов: баранину и китовое мясо подвешивали в дымоходе, давая им коптиться на дыму от навоза (hangikjöt); акулье мясо (hákarl) закапывали в землю, давая ему хорошенько сгить (что частично выводило из него аммиак); бараньи яйца (hrutspungar), а также кровяную колбасу замачивали в кислой молочной сыворотке, а рыбу - сушили прямо на ветру. Из бараньей головы также делался холодец - для тех, кто не осмеливался смотреть еде в глаза.
Следует сказать, что некоторые особенно "ароматные" виды еды принято запивать крепким спиртным напитком Brennivín, который, благодаря попытке государства остановить алкоголизм путем введения черной этикетки, получил "народное" название "Черная Смерть". Возможно, именно распитие этого горького самогона делает потребление остальных угощений возможным и заставляет скромного исландца пуститься в пляс или загорланить молодецкую "Вот мороз во Фроуни/ стынет в жилах кровь..."
Самое приятное в празднике - это то, что он приходится не на один день, а отмечается разными районами Исландии в разное время в течении нескольких недель, что позволяет желающим окунуться в Торраблоут устроить целый праздничный марафон, путешествуя от одного сельского клуба к другому.
Если, конечно, вы любите аммиачный запах акулы и тминную горечь Черной Смерти
27 января
В зимний период многие районы Исландии погружаются в кромешную мглу не столько засчет близости страны к полярному кругу, сколько по причине гористого рельефа. Поэтому во многих долинах появление первых лучиков солнца из-за горы всегда воспринималось как овертюра предстоящей весны, как ее золотое знамя.
Крестьяне с окрестных усадеб собирались в условленном месте, стараясь напечь блинов и успеть заварить кофе пока капризное солнце вновь не скрылось за вершинами. Веселье продолжалось также после заката и возобновлялось при новом появлении солнца, пока его свет вновь не становился обыденностью.
Несмотря на отдаленность Исландии от кофедобывающих держав, горячий бодрящий напиток , появившись в 1772 году, сразу завоевал сердца исландцев. Кроме кофе только тобак и спирт пользовались высоким спросом, вне зависимости от способности населения обеспечить себя продуктами первой необходимости. Кофе было именно той отдушиной, той минимальной роскошью для изможденного голодного крестьянина, которая позволяла ему почувствовать себя человеком. И - порадоваться вместе с соседями долгожданному появлению солнца!
Дата празднования, конечно же, зависит от появления солнца в отдельно взятой местности, однако в крупных населенных пунктах дату принято усреднять и фиксировать.
14 февраля
В Исландии этот праздник, конечно же, не обходится без костров, и посвящается сыну Одина - Вали (Вили в другой транскрипции). Вообще-то это было не простое дитя, и не только в силу божественного происхождения его называли еще «однодневным ребенком»: будучи в возрасте одного дня от роду, он отомстил некоему Хеду за убийство Бальдра.
Тем не менее, это праздник, как и повсюду в мире, имеет отношение к романтике любви. В Исландии существует забавный обычай: девушки в этот день вешают парням на шеи головешки, а те в ответ пытаются повесить на шеи девушек камушки.
Смысл этого ритуала легче понять, если учесть, что для зажжения костра в День Вали обязательно нужно высечь искру ударом камня о камень.
День женщин в Исландии
В древности с этого дня начинался пятый месяц зимы, под названием Гоа. В разных местностях по-разному трактовали образ Гоы - то она была супругой, то дочерью, то сестрой предыдущему месяцу, Торри. По одной из легенд она также была сестрой Сугроба, Метели и Пороши, внучкой Снежка и правнучкой Ледника. Все это обширное семейство уже говорит о Гоэ как о суровом месяце.
Для того чтобы ее умолить, домохозяйка вставала спозаранку, приоткрывала дверь и выкрикивала особый куплет. По другим источникам, жена должна было оббежать хозяйство три раз в штанине, одетой только на одну ногу (сообразно своему мужу при встрече предыдущего месяца, Торри). По другой версии, женщина должна была с самого утра отдыхать, поручив всю работу мужскому населению хутора.
К слову сказать, последние дни месяца Гоа назывались «Служка Гоы» и, хотя они предвосхищали наступление долгожданного лета, именно они считались самыми суровыми. Соответственно народной традиции, дни эти посвящались либо старым девам, либо незамужним матерям, что в давние времена считалось грехом. Крайне опасным становилось любое дело, особенно связанное с мореплаванием.
Как бы то ни было, с 19 века этот праздник переквалифицировался в Женский День. Мужчины пытались ублажить своих жен, взваливая бремя домашней работы на себя, а также подавая им кофе и завтрак в постель. С появлением на исландском рынке цветов, многокрасочные букеты тоже стали атрибутом праздника. Сейчас также популярно дарить дамам сердца особый торт, рецепт которого каждый год выбирает особая комиссия, что делает стандарт «Торта Года» одинаковым во всех кондитерских страны.
Так что мужчины, не забудьте, сегодня (в прочем, как и каждый день) нет повода не продемонстрировать своей любимой особую заботу!
День пирожных в Исланднии
Ради этого можно и встать спозаранку!
Изначально дни, предшествовавшие Великому Посту, отмечались обильными пирами. Однако в 19 веке в Исландию из Дании была завезена новая традиция, пришедшаяся по нраву местным булочным - а именно потреблять особенного вида пирожные, наполненные взбитыми сливками и политые глазурью.
Традиция сразу покорила сердца детей. Вскоре стало обычаем, вооружившись шутовским разукрашенным хлыстом, будить спозаранку родителей, выкрикивая название пирожных: «Bollur, bollur!» Сколько раз выкрикнешь - столько пирожных и получишь. Изначально, правда, хлестать полагалось самого себя. Возможно, обычай этот восходит к языческому обряду пробуждения сил природы: возможно, он обращен к страстям Христовым, однако сейчас он превратился во всенародную забаву.
Так же детям в этот день надлежало маршировать по улицам, петь и выпрашивать пирожные в булочных. В ответ несговорчивым кондитерам звучало «здесь чтут французских детей!». Также распространенным обычаем было «выбивать кота из бочки», однако во всех городах кроме Акурейри, обычай переместился на Пепельный День.
Сейчас пирожные bollur появляются в булочных за несколько дней до самого праздника - на радость детям и всем любителям сладкой выпечки.
Марди Гра
Для не знакомых с терактами исландцев слово «взрыв» не несет того негативного смысла, который вкладывают в него многие другие жители планеты. «Взрыв» накануне Великого Поста означает лопнувшие животы обжор, решивших «заготовить впрок» запрещенные продукты: мясо, сдобу, сало.
«Взрывной день» в Исландии издавна сопровождался народными гуляниями и карнавалами, несмотря на то, что единственными пригодными местами для сборов под одной крышей были просторные резиденции священников, упорно противостоящих «вакханалиям». Поэтому, несмотря на желание народа, подогретое темными, одинокими ночами на изолированных фермах, договориться с духовными санами было сложно.
Одно оставалось неизменным: в этот день ели и ели много. Кроме поедания мяса в невообразимых количествах, исландцы налегали на белую пищу (поэтому день назывался еще и Белым Вторником): мучные булки, сваренные в молоке, молочно-рисовую кашу, любую пшеничную сдобу. Остатки пищи, пригодные для хранения, участники пиршества скидывали в мешок и вешали в центре избы (по другой версии, над кроватью самого усердного едока), как напоминание о предстоящей пасхе и вызов неуемному аппетиту.
Судя по всему, сексуальные утехи, вместе с гастрономическими составляли неизменную прелюдию к строгости воздержания Великого Поста.
Но если в этот день вам захотелось лишний кусок говядины или булочку - смело берите пока можно!
Пепельная среда
Первый день поста исландцы в шутку называют родным вариантом «Хеллоуина». Дело в том, что с самого утра исландская ребятня наряжается в костюмы и идет штурмовать дома и магазины. Правда в отличие от американского праздника, здесь детям приходится «заработать» сладости песней, стишком или любым другим выступлением. Самое главное в этот день - не проспать, ведь уже начиная с полудня на дверях появляются вывески «Конфеты кончились!». Именно поэтому во многих школах этот день объявлен выходным.
Долгое время среди детворы Исландии в этот день царила еще одна традиция под именем «выбивание кота из бочки». Вероятно ее завезли из Дании студенты. Дети маршировали по улицам в костюмах, неся огромную, украшенную цветной бумагой бочку, через которую была продета веревка. На веревке внутри висел дохлый кот или ворон. В порядке старшинства дети подходили к бочке и пытались разбить ее украшенными битами. Счастливчик, сбивший последнюю планку, получал титул «король бочки». Однако куда больших почестей удостаивался «король кота», сбивший голову коту или срезавший игрушечным мечом веревку, за которую тот был подвешен. Есть также свидетельства о подобных игрищах среди взрослых - однако те должны были скакать верхом.
Есть теория, что кот в данном случае олицетворял злые силы, однако неизвестно, пришел ли обычая из языческих ритуалов или происходил от более позднего всеобщего суеверия.
Что касается традиционного для христиан обычая связанного с обсыпанием себя пеплом, оставшимся от сжигания прошлогодней вербы, то тут у исландцев есть свой обычай. С давних пор девушки в этот день пытались незаметно приколоть к одежде парней булавками мешочек с пеплом. Раскрыть тайну – под всеобщее улюлюканье - можно было только тогда, когда парень пройдет через три препятствия. На девушек в ответ цеплялись мешочки с тремя камнями.
Позже мешочки стали распространяться по почте - наполненные и пустые. Городские ребята стали пытаться вешать мешочки на уважаемых горожан, учителей и полицейских.
Также бытовала поговорка «у пепельной среды 18 братьев», толкование которой неоднозначно, хотя возможно она указывала, что по погоде в этот день можно было судить о погоде восемнадцати последующих.
1 марта в Исландии - Bjórdagurinn, празднуется «День пива». Самое главное, что полагается в этот день - пить его ровно столько, сколько сможете в себя вместить.
Дата празднества вовсе не случайна, - в этот день отмечают принятие закона о крепком пиве, который действует в Исландии с 1989 года. Этим актом был отменен сухой закон, действовавший в стране в течение 75 лет.
«День пива» празднуется во всех барах и ресторанах. Кроме того, проводится пивной фестиваль, особенно активные участники которого - студенты, распивающие пенный напиток в самых шумных кабачках Рейкьявика, но присоединиться может любой желающий.
Кабачки открыты вплоть до утра, и дело лишь за тем, чтобы было, чем расплатиться, поскольку цены на пиво в Исландии, прямо скажем, недешевые. А если быть еще точнее - то одни из самых высоких в мире (более 10 евро за пинту в баре - 2008 год)
Да, впрочем, и необязательно весь первый день марта сидеть в пивнушке, можно принять участие в разнообразных праздничных программах, от гонок на снегоходах до создания снежных скульптур из снега.
Лютеранская Пасха
Как известно, пасха зародилась задолго до появления Христа: у иудеев в этот праздник было принято угощаться пасхальным ягненком. Неудивительно, что эта традиция хорошо прижилась и в Исландии, где люди уступают по численности овцам.
С традицией красить яйца такого гладкого перехода не произошло - к тому времени, когда до Исландии дошли первые сведения о Пасхальных яйцах, весь мир увлекся более привлекательными сладкими шоколадными яйцами. Таким образом, традиция красить яйца так и не закрепилась, зато в 1920-е годы одна из булочных Рейкъявика уже гордо продавала шоколадные яйца доверху наполненные конфетами. Поддавшись западным веяниям, родители отпускают своих ребятишек на поиски шоколадных яиц под руководством различных общественных организаций. Для справедливости стоит отметить, что и взрослые в Исландии - охотники до сладостей. Специально для них, шоколадные фабрики изготавливают яйца с мудрыми фразами внутри, которые можно принять как предостережение, пророчество или пожелание. Фразы выбираются из фольклора, древних родовых саг и высказываний Великих и придают особую глубину пасхальному лакомству.
Пожалуй, единственной досконально исландской традицией можно считать поверье, что в Пасху солнце "танцует", двигаясь вправо-влево, вниз-вверх и по кругу, как бы ликуя и радуясь Воскресению Господню. Чтобы стать свидетелем чуда, надо знать точное время воскресения, а также, по мнению некоторых, необходимо, чтобы дата Пасхи совпала с той датой, когда Иисус воскрес много лет тому назад. Многие очевидцы утверждают, что танец солнца чуть было не лишил их зрения, ибо свет был слишком ярким и чистым для человеческого глаза.
И если празднование Пасхи в Исландии по своей широте уступает русскому обычаю, то это отчасти оттого, что у исландцев есть своё языческое весеннее торжество, которого они ждут с нетерпением - а именно Первый День Лета.
Сумардагуринн Фирсти (Первый день лета)
В Исландии традиционно год делился на 2 сезона - лето и зиму. Первый День Лета и поныне отмечается в третий четверг апреля, знаменуя собой долгожданное пробуждение природы. С начала лета в древности начинался и сам год, летоисчисление шло по прожитым зимам. Поэтому неудивительно, что обычаем было дарить Летние Подарки вместо нынешних Новогодних.
Так как день знаменовал наступление лета, с ним были связаны народные поверья. Например, считалось наилучшим, если в ночь на праздник случались изморози. Это явление называлось "лето, примерзшее к зиме". Также считалось, что слой сливок на молоке в новом году будет равен слою льда, образовавшегося на воде в эту ночь. Важную роль играли и перелетные птицы, причем роль "ласточки" в Исландии играл зуёк. Исландцы прислушивались к похожему на ржание голосу бекаса. Если тот раздавался с востока - жди богатства, с юга - благословения, с запада - горя, а с севера - даже смерти. Любимец исландцев - ворон служил метеорологом: по месту расположения его гнезда (вдали или вблизи жилья) судили о продолжительности заморозков.
Гадание на луну было тоже распространенным. Увидев первую летнюю луну, требовалось застыть в молчании и ждать пока кто-нибудь не заговорит. Первые слова, услышанные под луной, имеют пророческие свойства. Рассказывают о помолвленной девушке, усевшейся на ветхую скамейку и услышавшую "Осторожно, здесь шатко!". Этим же летом жених ее бросил.
На хуторах совершали обряд символического начала работ летнего периода, к примеру, разбрасывая на полях немного удобрений. Домашних животных выгоняли ненадолго на улицу «поразмять копыта». Рыбная ловля обычно была урезанной, однако в некоторых регионах страны (например, на Вестманнских о-вах) рыболовы дарили супруге весь улов Первого Дня Лета. На Юге и Западе страны владельцы судов закатывали пир для своих подчиненных.
Пир был повсеместным явлением. На западных фьордах заготовка еды к этому дню начиналась еще осенью. Огромные ржаные лепешки, достигающие двух сантиметров в толщину, тонули под слоем традиционных яств: ягнятины и баранины, сушеной рыбы с маслом, плавников палтуса и прочего. Также варилась крупяная каша с такими деликатесами, как изюм и сливки. В качестве напитка подавался излюбленный кофе и бреннивин (самогон, приправленный тмином).
Хотя праздник не был связан с христианством, долгое время в этот день проводились особые мессы. В 1744 году, указом датского короля эта "кощунственная" практика была искоренена. Однако население практиковало домашние чтения Библии, вплоть до появления радио с христианским вещанием в 1930.
Ныне Первый День Лета - один из 11 праздников поднятия флага, что ставит его наравне с Днём Независимости и Пасхой. В 20 веке праздник "помолодел" и стал называться "детским днем" или "днем юношества". В городах проходят культурные мероприятия, организованные для молодежи или самой молодежью.
Радуясь приходу тепла, исландцы желают друг другу “Gleðilegt sumar!”, что означает «Счастливого лета!»
День девушек в Исландии
Первый день лета по древнему исландскому календарю Sumardagurinn firsti - это первый день месяца Харпа. Если предыдущие два месяца посвящались супругу и супруге соответственно, то встреча этого месяца - всецело долг незамужних девушек (ungmeyjar). Происхождение названия месяца затерялось в веках, но с легкой руки романтиков 19 века, Харпа стала изображаться как молодая девушка, дочь Торри и Гоы - последних зимних месяцев.
Поэтому в некоторых деревнях сложились особые традиции, связанные с незамужними девушками. Например, в некоторых местностях каждый день месяца посвящался одной из незамужних девушек (по установленному порядку, зависевшему от места проживания). Погода в этот день служила поводом для «шпилек» в адрес темперамента девушки. Другая забава состояла в том, что девушки вытягивали имена неженатых парней, которые должны были прийти в первый день следующего месяца (Одинокого Месяца).
Народ не забывал и о незамужних и, увы, немолодых: старший холостяк деревни «получал» первую незамужнюю девушку, пришедшую в гости. На следующий день то же самое касалось второго по старшинству и так далее.
Так что праздник этот служил своего рода Днем Святого Валентина - поводом для знакомств и начала романтических отношений. Традиция эта поддерживается и по сей день, особенно в наши дни, когда в Исландии доступны такие способы выражения чувств, как цветы, шоколад и шампанское.
14 мая — день рождения Президента Исландии Олавура (Улафура) Рагнара Гримссона (Ólafur Ragnar Grímsson), который считается флаг-днем. (Флаг-дни — праздники и памятные даты, в честь которых в установленных законодательством местах поднимается государственный флаг).
Олавур Рагнар Гримссон родился 14 мая 1943 года в небольшом исландском городке Исафьордур в семье парикмахера. Окончив столичную гимназию, учился в Великобритании и получил в Манчестерском университете степень бакалавра экономики и политологии (1965), а в 1970 году стал доктором политологии. С 1973 года — профессор Исландского университета.
Политическая карьера Гримссона началась в 1966 году вступлением в молодежную организацию Прогрессивной партии, а в 1976 году он стал членом партии Народный союз (НС), которую тогда еще называли партией исландских социалистов.
В 1978 году он впервые был избран в альтинг, возглавлял парламентскую фракцию партии НС, в 1987-1995 годы — председатель партии Народный союз. Гримссон был одним из авторов политических программ на радио и телевидении, писал передовые статьи в партийную печать и постепенно стал заметным политическим деятелем левого движения в стране.
В 1988-1991 годы Гримссон занимал пост министра финансов в правительстве Стейнгримура Херманссона, принимал участие в работе ассамблеи Совета Европы (1980-1984 гг.), возглавлял международную неправительственную организацию «Парламентарии за глобальное действие» (1984 г.). За активную работу на посту председателя этой организации, выступавшей с позиций мира и всеобщей безопасности, ему в 1987 году была присуждена Международная премия мира имени Индиры Ганди.
Президентом Исландии Олавур Гримссон был избран 29 июня 1996 года. На выборах он представлял партию Народный союз. За него проголосовали 40,9 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Вступил в должность 1 августа 1996 года, в августе 2000 года срок его президентства был продлен без голосования.
Президент Исландии неплохо знаком с Россией, поскольку ранее неоднократно посещал Советский Союз. В декабре 1993 года был в России в качестве наблюдателя от Совета Европы на выборах в Госдуму.
О личном. Женат два раза. Его первая жена Гудрун Катрин Торбергсдоттир умерла в 1998 г. Имеет двух дочерей-близнецов. В день своего рождения, 14 мая 2003 г., женился второй раз на Доррит Мусайефф.
День моряков в Исландии
Рыболовный промысел всегда имел огромное знаечение для Исландии, через морские владения которой пролегают пути высококачественной трески, пикши, камбалы и семги. Исландцы шутят, что единственная война, в которую когда-либо ввязывалась их страна - это так называемая "тресковая война", когда исландские патрульные катеры перерезали сети иностранных рыболовных траулеров. Однако общая масса моряков по сравнению с остальным населением, сидящим у них на плечах, крайне мала - всего 2-3%.
Тем не менее, столь важному для страны меньшинству была оказана честь - всем рыбакам, а также другого рода мореплавателям был подарен специальный выходной день - первое воскресенье июня. Несмотря на огромную роль мореплавания в экономике, а также в истории Исландии (как известно, без бороздивших моря викиногов сам остров не был бы открыт и заселен), решение об особом дне пришло с большим опозданием и только в 1937 государство поддержало прошение Исландского Морского Объединения.
Лучшим морякам, отличившимся героическими подвигами или сверхкрупными уловами выдаются медали и грамоты, в честь мореплавателей устраиваются званные обеды с пышными речами благодарности.
После формальных приемов герои дня предаются более бесшабашному веселью на Морском фестивале: проводят гонки на парусных судах, соревнуются в плавании и мастерстве спасения утопающих, разыгрывают военные баталии на суше и на море и занимаются прочими «морскими» делами.
Неизменно сопутствуют празднику дары моря - рыба, китовое мясо и креветки, идеально сочетающиеся с пивом, задушевными морскими разговорами и песнями.
День провозглашения Республики Исландии
17 июня
Этот день празднуется широко и весело. Он сопровождается красочными парадами, музыкой и танцами прямо на улицах, театральными постановками, смехом и шутками.
Одно из необычных мероприятий связано с Geysir (тот самый гейзер, что дал название всем гейзерам в мире). В Geysir впрыскивают поверхностно активные вещества, после чего он начинает работать с небывалой силой. Зрелище собирает много народа.
История борьбы за независимость Исландии такова. Просуществовав с 930 г. как независимое государство, в 1262 г. Исландия стала колонией Норвегии, а в 1380 г. - владением Дании.
В начале XIX в. в странах Датского королевства получили распространение идеи Французской революции, и исландцы стали добиваться политических свобод и местного самоуправления. Национально-освободительное движение возглавил государственный деятель Йоун Сигурдссон (1811–1879), который ратовал также за отмену датской торговой монополии.
Его усилия увенчались успехом. В 1843 г. восстановлен альтинг (традиция съезда в неделю «середины лета» на на всеисландский тинг - народное собрание, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы), в 1854 г. - отменена датская торговая монополия, а в 1874 г. - принята Конституция, предоставившая Исландии ограниченную автономию.
Однако независимость Исландии была завоевана только в 1918, когда она была признана суверенным государством, состоящим в унии с Данией. В 1944 г. уния была расторгнута, а 17 июня - день рождения лидера исландского освободительного движения Йона Сигурдссона (1811-1879) объявлен Днем Провозглашения Республики.
Праздник середины лета (Мидсамар)
21 июня
В древние время викинги делили год на 2 части (летнюю и зимнюю) и праздновали начало каждого из полугодий. 21 июня считалось началом летнего полугодия и отмечалось как самый долгий день в году.
С течением времени календарь уже много раз менялся и, соответственно, менялись дни, считавшиеся началом сезонов, но этот день до сих пор является в Исландии одним из главных праздников лета и на него приходится Summer Solstice Festival.
Кроме того, исландцы верят, что самая короткая ночь в году обладает магической силой целительного свойства и может излечить от 19 различных болезней, и проводят культовые мероприятия, связанные с этим поверьем.
День Зимы (Зимние ночи)
Ветрнэтр (зимние ночи) - первые зимние ночи (по исландскому календарю), то есть праздник начала зимы. Вернее, это ночь перед началом зимы в субботу.
Старинные ритуалы этого времени предполагают тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства.
Смысл их в том, чтобы ощутить свершение чего-либо (я сделал это) и почувствовать радость воплощенного замысла. Стихийный элемент этого периода и обрядов - Огонь.
Соответственно в современных условиях исландцы жгут костры, проводят состязания викингов и не только.
Например, именно на эти дни приходится Фестиваль современной музыки «Iceland Airwaves», который является событием мирового масштаба и в котором участвуют самые знаменитые исполнители самых разных направлений.
Кроме того, с 1992 года ежегодно проводится Фестиваль молодежного искусства, программа которого включает множество мероприятий и выставок по дизайну, моде, фотографии, живописи, музыке и театральному искусству.
1 декабря
«День независимости» в Исландии отмечается в память о важном событии в истории страны, состоявшемся в 1918 году, когда она была признана суверенным государством, состоящим в унии с Данией.
Ранее, начиная с 1380 года, Исландия была владением Дании.
Национально-освободительное движение набирало силу на протяжении всего XIX века, с середины которого Исландия отвоевывала все новые свободы.
Так, в 1843 г. был восстановлен альтинг (традиция съезда в неделю «середины лета» на всеисландский тинг - народное собрание, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы), в 1854 г. - отменена датская торговая монополия, а в 1874 г. - принята Конституция, предоставившая Исландии ограниченную автономию.
Николаева месса
6 декабря
Санта Клаус, Сантаниколаус, Николай-Угодник - вот различные имена этого святого, лишний раз подтверждающие его особый статус в традициях многих народов.
Святой Николай проник в культуру этой северной страны, скорее всего, через ту часть исландцев, которые служили наёмными войнами-викингами или "варягами" в Константинополе.
В Исландии, по значимости он мог конкурировать только с Богородицей, святым Петром и святым Олафом (крестившим Норвегию): ему было посвящено аж 44 церкви. И немудрено - ведь именно он покровительствовал мореходству и торговле. Исландия, как изолированный от остальной Европы каменистый остров всецело зависела от импортных товаров и следовательно - от милости морской погоды.
Вторая особенность Николая - покровительство над учёными мужами, воплотившаяся в рассказ о том, как он воскресил трех студентов - тоже нашла отображение в Исландской истории. Одна из посвященных ему церквей находилась в Одди, центре средневековой исландской учености. Именно там воспитывался, пожалуй, самый значимый для Скандинавской истории писатель Снорри Стурласон.
Хотя Николаус и был покровителем детей, он так и не стал аналогом Санта Клауса - дедом, приносящим подарки. В истории есть упоминания о пиршествах, приходившихся на этот день, а также мессах, однако у исландской детворы были другие "кумиры", и не один, а целых 13. (См. Рождество)